Домой Вверх

 

 

Игорь Шевелёв

 

Пятое письмо к другу.

 

Подведение итогов русского века.

Как бывшего обкомовца кредитами не корми,он все в Чечню смотрит,гласит справедливая русская пословица. Сперва думали,что можно быть сумасшедшим только для домашнего пользования, представляясь для Запада страшным реформатором с небольшой дикостью русских особенностей. Ан нет,безумие заразительно, расширяясь вокруг со страшной силой.Это,кажется,Татьяна Толстая любила приводить пример из мира фауны,а именно из жизни водяных червей,которые обладают уникальной коллективной способностью синхронного плавания.Плывут себе тысячи червей и все,как один,по струнке. Ученые сделали опыт: одному из них удалили что-то вроде их червивого мозга.Вместо нормальной струнки он стал плавать как размазанная каракатица,ну,одним словом,сумасшедший.И тут вся их дисциплинированная стая вместо нормальной единой струнки начинает изгибаться как безумная,подражая единственному психу.Это по поводу заразительности идиотизма, которую вносит российская власть и если бы только сегодня.Это по поводу российско-белорусского союза, случившегося на днях. Или,как его называют,лукашенковского аншлюса России.Ну мы-то на его фоне нормальные,повторяют кремлевские аналитики, сами уже не замечая,какие начинают коллективные кренделя выписывать вместо еще совсем недавних потуг на демократические реформы и либеральное подворовывание.

Как выходит дурная кровь.

Короче,здравствуй.Хочу тебе о прекрасном писать,а все сворачивает меня на казюки и пляски святого Путина,будущего "резидента всея Руси". Хотя начну,как обычно,с самых простых ощущений.Ходишь по улице, едешь в метро - люди кругом тихие,умиротворенные.Обычная толпёжная агрессивность московитов не чувствуется.Все погружены в себя и на соседей не огрызаются.Дурная кровь выходит в другом месте.

Я вспомнил,как ехал между двумя войнами из разбитого Грозного в нищую Назрань,смотрел на заснеженные верхушки дальних гор и вдруг в какое-то мгновение остро почувствовал,что если бы здесь не было войны,то вся ненависть,скопившаяся в России,разорвала бы ее в клочья. А так все вышло сюда - в геноцид и взаимное страшное кровопускание.

То же происходит и сейчас.Снова накопленный за несколько последних ельцинских лет гной прорвался чеченской язвой.Но самое поразительное,что все это уже было.И не 3-4 года назад,а 50-60.Или 160-170 лет назад.И все будет повторяться в той же самой последовательности,увлекая одни последствия за другими.Вспомним хотя бы 1944 год.Геноцид не с помощью вакуумных бомб как сегодня,а с помощью НКВД и вагонов для скота,отправленных в Сибирь и Казахстан. И тут же - после краткой дружбы с "американскими союзниками" - холодная война не на жизнь,а на смерть.И уже следующие после чеченцев на подходе - "безродные космополиты",пятая колонна сионизма в великой России,мировой еврейский заговор.Дурная кровь становится все дурнее и требует все новых кровопусканий.Для спокойствия толпы в московском метро.И кто это будет:чеченец, американец или еврей - все равно.Сначала один,потом другой, затем третий.

Это еще философ Мераб Мамардашвили,умерший десять лет назад,дал незадолго до кончины определение России, сходное с чаадаевским - на все времена.Как страны,которая,как в бреду,обречена на повтор одного и того же кошмара. Кошмара не потому,что жутко,а потому что из него нельзя выйти.Это не существование,а какой-то полусон-полубред,нежизнь,иллюзия. "Мы, - писал Мамардашвили, - упустив свой час в развитии, окончательно деградируем.Есть такие вещи, которые,если они не произошли с ребенком в 5 лет,никогда больше не происходят... Я думаю,в истории России также многое не случилось в свое время - и оказалось мертвым.В итоге - перед нами,на глазах, развилась Европа и дала свои,в том числе и отрицательные, плоды.А мы устремились в некое послеевропейское состояние,не пережив никаких... Скорость построения нашего будущего общества оказалась чудовищной и диктуемой скорее языком,чем реальностью.Язык-то у нас европейский. Мы называем вещи,не проживая их,не обладая ими в действительности".

Сначала мы с жуткой скоростью проводили социалистические преобразования.Теперь с той же жутью - капиталистические.На самом деле изменяются не дела,не вещи, не состояния - а только слова, этикетки.А реальность все та же,когда,как писал Максимилиан Волошин: "И в бреду не может забыться,и не может проснуться от сна".И вот в бреду мы опять меняем слова и этикетки,снова готовы пороть очередного идола, что он нас,гадов,не изменил так,как мы надеялись.В общем, гнусно,дружище,гнусно.Толпа в московском метро дремлет, накушавшись дальней кровью Чечни.Погоди немного,скоро она проснется.И одними заокеанскими американцами сыта не будет.

Чем сыты дети отечества.

На этом фоне,как водится,расцветает богатая культурная жизнь.Основное настроение,как я уже писал,ностальгическое. Даже иногда и не настроение,а просто стиль такой,такая мода. Как бы ностальгия.Как бы подведение итогов века.Как бы взгляд назад.А на самом деле из-под всего этого самая настоящее сегодняшнее мурло прет.

К примеру,открывается в "Малом Манеже",что напротив Государственной Думы,выставка "Дети отечества.1900-2000". Некая фирма сотовой связи устраивает фотовыставку на улицах Москвы. Развешивает на щитах в самых разных московских районах фотографии детей от самых дореволюционных:семья, не подозревающая о своей дальнейшей судьбе, - до самых постперестроечных:мальчонка на роликовых коньках обслуживает гамбургерами хозяев "мерседеса".На щите,как водится,ненарочито присутствует марка этой самой сотовой фирмы.Вроде как бы святое дело придумано,а вроде как бы и рекламный ход.То же и на презентации выставки.Как бы ценителей позвали,а как бы и журналистов угощают от пуза, чтобы написали хорошо в разных изданиях.Тем более,что красной икры,севрюги и буженины с тающими на языке пирожными на 300 человек припасли,а пришло от силы 100 да и то всякой шушеры,которая поела,попила,да и разбежалась, поглазев по сторонам.

А кругом,между прочим,любопытная штучка видна.Из-под невинных детей хоть 1940-го года издания,хоть 1968-го - улыбаются себе и ни о какой войне с белофиннами,ни о какой пражской весне под гусеницами русских танков знать не желают - так вот из-под невинных детей такое прёт... Оказывается,детки на пол-вечера сменили картинки некоего Андрея Буганова,где он во всей красе изобразил нынешних политиков. Тут тебе всяческая рубенсовская вакханалия,где вместо нечисти реформаторы от Чубайса до Кириенко изображены.Тут же тебе товарищ Зюганов,чей профиль явственно преображается в ленинский.Тут тебе Газпром в лице Вяхирева-Черномырдина в капитолийскую волчицу превращен,к которой новый Рем и Ромул присосались и сосут себе и сосут.Тут мэр Лужков с бандитской наколкой на плече душит на картине "Приватизация по-московски" Чубайса.Там олигарх Березовский в стыдливо наброшенной на плечи тоге весело оприходует телеоборзевателя (так! не опечатка) Сергея Доренко.Там "Титаник" со всеми нашими политиками ко дну идет,а здесь русские правые в виде американских агентов фигурируют.Хари,рожи,морды,рыла так и прут,а гости, пришедшие на детей как бы поглядеть,ходят с тарелками да стаканами и ржут как сивые мерины вроде тех,что на самих картинках изображены.Ну вечный Гоголь...

Выборы не выбирают.

Между прочим,очень характерная картинка нынешних выборных нравов,когда все "мочат друг друга в сортире" (по самому модному политико-бандитскому выражению года). Только что прикрыли антилужковскую газету "Отечество не выбирают!" где собрались лучшие московские писательские перья от Татьяны Толстой до Николая Климонтовича,чей роман "Последняя газета",напечатанный в ноябрьском "Октябре" (о эти наши парадоксальные названия!),приобретает все более скандальный оттенок.С другой стороны,сам блок Лужкова-Примакова обвиняет Кремль в самых разных провокациях.То его членов подкупают, предлагая им по телефону (!) семьсот тысяч долларов (!!),чтобы они вышли из этой антиельцинской коалиции.То мэра Лужкова якобы не хотят регистрировать в качестве мэра.утверждая,что 70% собранных им подписей - поддельны.Что,в общем-то,вполне возможно, поскольку Москва - столица не только России,но и российской туфты.

Сам Лужков рекрутирует будущих избирателей старым дедовским способом - как начальник более мелких начальников, докладывающих ему о выполнении плана.Только что моей маме,участнице войны и инвалиду 2-й группы, позвонили из "совета ветеранов",предложив ехать на некую улицу,где "будут давать муку по льготным ценам" (нельготная цена килограмма муки - 10 рублей или около 40 американских центов). Когда мама сказала,что на 78-м году сложно при плохом самочувствии пускаться по грязи и гололеду непонятно куда,ей посочувствовали и вскользь поинтересовались,за кого она будет голосовать? Наверное,за Лужкова,который так много делает для ветеранов и пенсионеров? Маме было неудобно противоречить бедной функционерке,которая так добра, что и муку вот предлагает по льготной цене,и она подтвердила,что да, наверное за Лужкова,еще не решила."Ну тогда я вас запишу в список,что вы за Лужкова,а то с нас начальство требует", - обрадовалась женщина из совета. "Ну,конечно". Поскольку мамино желание голосовать против Лужкова только возросло после этого звонка, можно предположить, чем московская туфта обернется на выборах для крепенького лысенького мэра,давно уже вравниваемого с итальянским дуче.

Ноев ковчег для старой интеллигенции.

Ну да электорат с ними,с политиками! А то у нас других дел нету,кроме как о них,бедных,думать.В галерее "Ковчег",как я тебе и писал в прошлом письме,открылась выставка "НЭП". Яркая иллюстрация о чем я написал только что: в России ничего не меняется.По одним названиям можно судить."Бильярд" (самая популярная ныне игра среди новых.Вот и у нас в соседнем доме открылась бильярдная,и по вечерам со всей округи съезжаются дамы и господа на шикарных авто). "Облава на рынке" (последние две недели с этим чуть потише: или откупились, или весь ОМОН в Чечню угнали). "Торгующая интеллигенция" (ну с этим хорошо.Можно на "блошином рынке", как в жизни и на картинке,а можно в ПЕН-центре,как на днях "писательская общественность" больше трех часов беседовала с премьером Путиным.В частности,плакались,что вот-вот закроют толстые журналы - "последний оплот русской духовности и настоящей прозы" - потому что Сорос дал денег только на полгода и в последний раз,а подписка как устремилась к нулю,так там и остановилась.Премьер обещал подумать и попросил написать ему бумагу с просьбой по всей форме). "Обывательщина запасается" (ну а как без этого?). "Обыск". "Несут гробы". (Это впереди...) Рисунки,между прочим, начала 20-х годов.И что,спрашивается,изменилось за отчетный период?

"Ковчег",между прочим,любопытная московская галерея, вполне оправдывающая свое название.Словно последователи Ноя они собирают уходящее поколение классической русской графики,книжной иллюстрации,подспудной русской культуры, которая тихо выжила при советском режиме и,дай Бог,переживет и режим как бы антисоветский. Это художники школы знаменитого Владимира Фаворского,собравшиеся вокруг Полиграфического института.Случайно или нет,но то и дело там мелькают древние фамилии Голицыных,Шаховских,Пестелей, Родионовых.Известный художник Илларион Голицын рассказал о том,что давно покойных авторов нынешней выставки он знал или лично,или по рассказам.Например,художника Милашевского,сидевшего вместе с его отцом в Бутырках. (Рисунки Владимира Михайловича Голицына тоже были на этой выставке).Или Николая Чернышева,Веру Пестель, входивших еще вместе со знаменитым философом о.Павлом Флоренским в группу "Маковец" в начале 20-х. "Вот говорят о том,что те времена похожи с нашими, - сказал Илларион Голицын. - Да сейчас рай по сравнению с теми годами.Я сам помню как в 40-м году тебя могли схватить на улице,если ты рисовал!" Многие рисунки имеют просто этнографическую ценность.Я,например,с удивлением узнал по рисункам того же Милашевского начала 30-х годов ,что в Кусково,знаменитом в то время садово-дворцовом пригороде Москвы,купались в прудах голыми. Мужчины,женщины,дети - все вместе.Как на старинных картинках 17-го века,рисованных удивленными нравами диких московитов западными путешественниками.

Россия между Германией и Китаем.

И вот,к слову,как в конце 40-х годов,на нас обрушивается "антиамериканская дружба с великим и коммунистическим Китаем".И уже известный,как советник патриарха,дьякон Андрей Кураев проповедует в журнале "Огонек",что,"конечно, великий русский народ скоро вымрет как вымерли византийцы. Станет памятью по самому себе.Зато передаст православие дальше". Кому,как бы вы думали? Ну, конечно же... китайцам! Как второй Рим - Константинополь передал эстафету третьему Риму - Москве,так теперь третий Рим - Москва передаст чистоту православия четвертому Риму - Пекину! Шутка? Как бы не так. У нас и шутки какие-то странные. Да ты в новостях их и так,поди, каждый день видишь.

Кстати,об "Огоньке".Журналу исполняется в декабре 100 лет,что по российским масштабам равно не веку,а почти что вечности.Здесь столько не живут.Журнал затевался как семейное приложение к биржевым ведомостям тех лет расцвета тогдашне-нынешнего капитализма в России.Был почти что как при Коротиче в перестройку вестником либерализма.Да таким вневременным,что в конце 1917 года напрочь проглядел всякую революцию.Например,в дни и после большевистского переворота писал,что сейчас во всем мире только две по-настоящему свободные страны и есть.Это Америка и Россия.И вот они как возьмут,как соединят свои либеральные усилия вместе,так сразу весь мир и переменят! Ну прямо семейный журнал Международного валютного фонда.И,главное,с теми же последствиями.

И вот старый новый "Огонек" собирается в пятницу в Доме кино праздновать свое прощание с одним веком и встречу с другим. Подробности я постараюсь уже в следующем письме описать.Пока же скажу,что вроде бы должен быть Борис Ефимов, столетний знаменитый карикатурист из "Правды",очень похоже рисовавший всяких империалистов и сионистов в те 40-е годы,он же и брат знаменитого журналиста Михаила Кольцова, бывшего редактором "Огонька" с 1923 по 1938 годы,когда того кокнули чекисты,так же как он кокал других.А вроде должен быть и премьер Путин, поскольку в нынешнем раскладе "Огонек" это журнал Бориса Березовского,который за Кремль против Лужкова-Примакова,а дело за два дня до выборов будет,а у Березовского 1-й канал телевидения,который все это вроде бы должен показывать,и вроде бы Наина Ельцина будет,потому что друг ельцинской семьи Валентин Юмашев и начинал свой путь в Кремль как сотрудник "Огонька" и,по совместительству,как соавтор Ельцина по автобиографическим книжкам первого российского президента. Ну и так далее.

Одна тема,как и водится,в письмах,цепляется за другую. Мелькнуло имя Березовского.На днях в Большом театре перед прессой оглашались очередные пять лауреатов премии "Триумф",субсидируемой Березовским и его "Логовазом". Бориса Абрамовича давно уже изображают как исчадие ада. Нету,наверное,политического убийства последних лет, заказчиком которого не объявляли бы Б.А.Березовского. Считается,что у него в руках все нити,за которые он дергает президента и его окружение.Что он всесилен на грядущих выборах,затевая хитроумные комбинации с выдвижением одних и "задвижением" других.В его адском всесилии проявляется характерная для российского сознания средневековость в делении всего происходящего на свет и на мрак.Но о Березовском надо писать подробнее,что,надеюсь,я еще сделаю. А пока что отмечу грамотность его действий.В том числе и по привлечению на свою сторону интеллигенции.Премия "Триумф" выдается уже восьмой раз.Ее получили,стало быть,уже сорок человек.Причем,в отличие от других российских премий,выдают ее тем людям искусства,артистическая и человеческая репутация которых безупречна.От филолога Сергея Аверинцева до режиссера Юрия Любимова и от композитора Альфреда Шнитке до писателя Фазиля Искандера.Столь же бесспорны были и нынешние лауреаты,получившие по 50 тысяч долларов. Белорусский писатель Василь Быков,пострадавший от Лукашенко. Ленинградский драматург Александр Володин. Знаменитый дирижер Валерий Гергиев. Знаменитая актриса Марина Неёлова.Знаменитый клоун и мим Вячеслав Полунин. Крайне пролужковский "Московский комсомолец" (а,стало быть, враг Березовского да еще во время предвыборной войны) напечатал статейку в день вручения "Триумфа" с характерным заголовком: "Чистое искусство за грязные деньги". Между тем, дирижер Евгений Колобов громогласно заявил,что он во всем верит Березовскому,а режиссер Алексей Герман напомнил,что маршала Тухачевского тоже в свое время обвиняли,что он украл баржу с золотом.И это все на церемонии. Впрочем,до битья морд дело не дошло.Народ потихоньку удовлетворился очередным фуршетом и мирно разошелся до вручения премии через месяц на православное Рождество.Сам Березовский в первый раз за все время на церемонии оглашения отсутствовал.

Кто войдет в следующий век?

Если лауреатов "Триумфа" можно считать культурными героями века нынешнего,то будет кстати упомянуть гуляющий по Москве фестиваль "Культурных героев ХХI века".Так как нет сейчас ничего так или иначе не относящегося к выборам,то и этот фестиваль организован "врагами Лужкова",а именно его соперником,бывшим премьером Сергеем Кириенко и его командой.Сам "лимитчик",то есть приехавший в столицу со стороны,Кириенко и фестиваль организовал соответствующий. По всей Руси великой собирали разных артистов,художников, музыкантов,а потом взяли и свезли перед выборами в первопрестольную,где они и оттянулись (то есть выступили) по полной программе.

Лично я выбрался черт-те куда (от метро "Войковская" шесть остановок по каким-то глухим улицам на троллейбусе), где в помещении школы выступал саратовский театр,назвавший себя "Академией театральных художеств" со спектаклем по прозе Евгения Попова.Школа сама по себе любопытна.Ее построил и возглавил выпускник актерского факультета господин Казарновский,и похожа она на что-то несусветное, американское (никогда не видел),прекрасное и цивилизованное как непостроенный в России коммунизм.Достаточно сказать,что, кроме всяких прекрасных классов,столовых и рекреационных помещений,в ней есть два театральных зала,в один из которых и собрались всякие друзья писателя,поглядеть,что из него сделали в прекрасной саратовской глуши.И кстати,о ностальгии. Сама книга Евг.Попова называется "Жизнь прекрасна", посвящена всяким перипетиям 70-х годов,в частности, перемежается газетными текстами тех лет.В спектакле сцены перебиваются советскими песнями 70-х.

Ощущение провинции было полным и захватывающим. Глухой провинции советского времени,умноженной на глухую провинцию постсоветского пространства.Зритель попал в такое глухое ретро, что,как сказал поэт Владимир Салимон,"в какой-то момент мне показалось,что я уже умер".А писатель Александр Кабаков понял,что он не более,чем "единица хранения архива ХХ века", поскольку лично знает или знал авторов,по меньшей мере,четырех исполненных хитов бывшего совка.Страшноватое ощущение: вроде бы ты уже и не там,а вроде бы ты уже и нигде.Вот и решил тот же В.Салимон,издающий по совместительству роскошный журнал "Золотой векъ" в духе изданий начала века,закрыть его к чертям собачьим на нынешнем - то ли 14-м,то ли 15-м выпуске десятого года издания.Все равно денег нет и не будет. Сил тоже уже нет.И,главное,никому это всё не надо.У народа свое ретро. Вот по радио только что передали,что на станции Зима создается дом-музей народного поэта Евгения Евтушенко.Сибирские власти отстегнули 400 тысяч рублей на реставрацию дома,где появился на свет и провел сложные свои детские годы будущий гений русского,а ныне и американского народа.

Вроде бы и письмо мое затянулось,а не могу рассказать об огромной выставке журналиста и фотографа Юрия Роста,открывшейся в Центральном доме художника на Крымском валу что как раз напротив парка культуры и отдыха имени писателя Максима Горького.Ю.Росту,чьи фотографии и тексты многие поколения советской интеллигенции любили рассматривать и читать в "Литературке" и прочих изданиях, исполнилось 60 лет,и вот он и закатил роскошное действо.Там серии фотографий,посвященные академику Сахарову,сям - жертвы Карабаха и тбилисских событий апреля 89-го года.Здесь серии фотографий знаменитых и безвестных людей,а рядом и сами эти знаменитости и безвестности,вроде той же актрисы Неёловой (что с "Триумфом"), художницы Назаренко,собственной мамы 87-ми лет и многих-многих министров,артистов,музыкантов,журналистов и прочих-прочих-прочих. Вот уж кто архив,так архив...

А дальше мы с Галей прямо оттуда вместе с половиной присутствующих помчались на открытие художественного "Арт-Манежа", где было столько галерей,знакомых художников.приятелей,столько вина, водки,закуски и всяческих - на удивление! - покупателей этой арт-продукции на любой вкус и цвет,что бедная моя головушка и вовсе пошла кругом и подробности как-нибудь уже в другой раз.Так что пока и до новых писем.Твой Игорь.

Москва.Декабрь 1999 года.

 

 

 
Хостинг от uCoz