| |
Игорь ШЕВЕЛЁВ.
Московский
андеграунд.
ПОНЯТЬ СЕБЯ КАК ПАРТИТУРУ.
Есть ли сегодня в России поэзия? Вот вопрос.
Не поэты, поэтов - много и
хороших, а поэзия? Мы помним поэтический бум
конца 50-х - начала 60-х
годов, когда именно слово русской поэзии
принесло чувство новой свободы. Потом
было обретение “великих четверых” :
Ахматовой, Мандельштама, Пастернака,
Цветаевой. Потом был “последний русский
классик ХХ века” - Иосиф Бродский. Что
сегодня?
Первый международный поэтический
фестиваль, прошедший недавно в
Москве, подтвердил, несмотря на прекрасную
организацию и внутреннее
веселье, тезис от обратного - поэзия в
России превратилась в глубоко частное
дело самого поэта. В этом, наверное, его
тяжесть и его выход - пройти насквозь не
столько через внешнее непонимание, сколько
через внутреннюю косность. Найти те
последние слова, которые и станут твоим
собственным Словом.
В этом смысле поэзия Веры Павловой -
показательна и образцова. Ее муж, сам
поэт, Михаил Поздняев, рассказывает, что
когда Вера принесла свои стихи в
редакцию журнала, где он тогда работал, его,
человека циничного и
начитанного, поразило, что она пишет так,
как будто до нее русских стихов вообще
никто не писал. Только не в смысле
дилетантского выборматывания азов
версификации, а как вполне сложившейся
формы собственного слова.
Поэзия - это всегда свобода. Настоящая
поэзия не может не шокировать своим
выходом “по ту сторону добра и зла”. Той
мистической глубиной, на которой
человек судит себя и мир без оглядки на
внешние приличия.
Предельная свобода лаконичных и
законченных, как выдох, стихов Веры
Павловой
была воспринята многими читателями и
слушателями как эпатаж, как эротическое
хулиганство, соединение, по бессмертному
слову товарища Жданова, отнесенного к Анне
Ахматовой, монахини и блудницы в одном лице.
Между тем, это соединение противоположных
тональностей, контрапункт, который и есть
любой человек. А в эстетическом плане - то “нарушение
приличий”, которое и есть искусство: умение
увидеть мир и себя как в первый раз.
Вера ПАВЛОВА:"НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО СНОВА
ВЫЖИЛИ"
"Любились так, будто завтра на фронт
или вчера из бою,
будто бы, так вбирая рот в рот,
его унесешь с собою,
будто смогу, как хомяк, - за щекой -
твой, на прощанье, в щечку. . .
Будто бы счеты сведу с тоской,
как только поставлю точку. "
"Зачем считала, сколько мужиков
и сколько раз, и сколько раз кончала?
Неужто думала, что будет мало?
И - было мало. Список мужиков -
бессонница - прочтя до середины,
я очутилась в сумрачном лесу.
Мне страшно. Я иду к себе с повинной.
Себя, как наказание, несу. "
"Буду любить, даже если не будешь еть.
Буду любить, даже если не будешь бить,
если не будешь любить - буду любить.
Буду любить, даже если не будешь быть. "
"Одиночество - это болезнь,
передающаяся половым путем.
Я не лезу, и ты не лезь.
Лучше просто побудем вдвоем,
поболтаем о том, о сем,
не о том, не о сем помолчим
и обнимемся, и поймем:
одинокий неизлечим. "
"Мораль есть нравственность б/у,
весьма поношенное платье.
Я видела ее в гробу.
Она меня - в твоих объятьях".
-Вера, читая ваши стихи, поневоле
задумываешься над "последними вопросами".
Так что, сразу извините за глупость, но - что
такое любовь?
-Это для начала? Ох. . . Есть целый ряд
вопросов, которые задаешь себе
поутру, перед тем как встать, и каждый раз на
них заново отвечаешь. Что есть
любовь - из этих вопросов. Так же как вопрос:
что есть поэзия?Оказалось, что в
разном возрасте ответы на эти вопросы
совершенно не совпадают. Недавно только
открылось, что есть "молочная" любовь,
как есть молочные зубы, и любовь
"коренная" - и между ними почти ничего
общего. Надо было дожить до 33 лет, чтобы
сделать это печальное открытие. . . И что та,
"молочная", была только предисловием к
настоящей. Обнаружилась дурная
бесконечность: одна, другая, пятая, десятая.
. . В "Хабанере со списком" из книжки "Второй
язык" я попыталась написать свой "дон-жуанский"
или, точнее, "карменский" список. Была
такая бравая, озорная
идея: вот я вам сейчас всем!. . И вдруг
оказалось, что это сделать невозможно, что в
памяти ничего не осталось. Что опыт стерся
практически бесследно и осталась
одна глубокая печаль. Все кончилось плачем
по утраченному времени, по тому, что
близость оказалась приблизительной, и путь
этот ни к чему не ведет. И я пыталась
понять, зачем же все это было нужно, и поняла
одну замечательную вещь. Что память не
держит ничего лишнего. Все, что не идет к
делу - сокращено, оно лишнее. А все
случайное, нелепое - и зачем только я это
помню? - ждет своего часа. Все
замечательно.
"Я их не помню. Я не помню рук,
которые с меня срывали
платья,
а платья - помню. Помню, скольких мук
мне стоили забытые объятья,
как не пускала мама, как дитя
трагически глядело из манежа,
как падала, набойками частя,
в объятья вечера, и был он свеже-
заваренным настоем из дождя
вчерашнего и липовых липучек,
которые пятнали, не щадя,
наряд парадный, сексапильный, лучший
и ту скамью, где, истово скребя
ошметки краски, мокрая, шальная,
я говорила: Я люблю тебя.
Кому - не помню. Для чего - не знаю. "
-Любовь, растаяв, проросла стихами?
-Путь к себе начался с эротических стихов.
Прикладные стихи:я их писала на
записочках и оставляла на подушке, уходя от
любовников. Вроде того, как
самурай, приходя со свидания, тут же писал
возлюбленной записку со словами:"Как
было классно!", привязывал к цветку, и
слуга все это ей относил. Кое что даже
вошло в книжку "Небесное животное", где
самое древнее стихотворение: "Нежным по
нежному писаны лучшие строки: / кончиком
языка моего - по твоему небу, / по
груди твоей, почерком бисерным, по животу. .
. / Нет же, любимый мой, я написала о
тихом! / Можно губами сотру / твой
восклицательный знак?" Оно из тех
записок. Характерно, что голос ставился
именно на этом. Когда певцу "ставят
голос", первая задача - углубить дыхание
как можно ниже. Опустить голос. Как
говорит моей старшей дочери педагог по
пению:"Наташа, опирай на матку!" Как я
оперла на матку, так все и зазвучало.
-Любовная поэзия стала средством
овладения собой как инструментом?
-В вокале что происходит. Есть связки, вот
они, в горле. Ты должен как можно более
увеличить это звучащее пространство вниз, и
тогда голос на столько же уходит
вверх. Ты присоединяешь к себе голосом свои
собственные органы. И в человеке
начинает резонировать, звучать практически
всё. В идеале - от пяток до затылка и
выше. Вот ты - целый. Ты абсолютно свободна,
можешь петь тончайшие вещи. Возникает
такой тонкий-тонкий голосовой флажолет,
когда вообще непонятно, где звучит и что
поет. Ты вся звучишь. У поэта - все то же
самое, понимаемое как метафора.
"Не просто из тишины -
из недопустимости речи,
из чувства, что речи нужны
затем, чтобы чувства калечить,
из муки, что слово - не меч
разящий, но выстрел картечью,
из страха, что всякая речь -
симптом недержания речи, -
высовывается строка,
как яблоко из червяка. "
"Понять свою архитектуру,
на коже вычертить чертеж
и выяснить:губа не дура,
рука не дура, грудь не дура,
натура - та совсем не дура,
коль скоро в ногу с ней идешь.
Понять себя как партитуру
и выяснить: не хватит кож".
-Но каково это - быть звучанием?
-После того, как ты научился, ты уже не
можешь не петь. Это уже твой образ
жизни. Если ты два дня не писал стихи, ты
болен физически. У тебя ничего не
работает, ты умираешь, тебе отказывает
организм. И все это происходит с такой
неотвратимостью, что тошно. Когда ты
поймешь, что ничего нет, кроме этой ямы,
тогда только ты начинаешь из нее вылезать.
-Насколько этот внутренний голос
совпадает с внешним?
-Ни насколько. Произнося стихи вслух перед
людьми, я испытываю жуткие
мучения, после этого у меня болит все тело, я
чувствую, что этим я стихи
предаю. Как если бы, имея перед собой всю
партитуру, что-то пищать из нее тонким
голосом. Партитура - не горизонтальна, она
аккорд, звучащий одновременно. У Софьи
Губайдулиной есть отличный хор на
стихотворение то ли Айги,
то ли Цветаевой, не
помню, где каждый из исполнителей поет по
одному слову, а все стихотворение
звучит сразу - аккордом. Одновременно.
Стихотворение - восходящая
лестница, идущая вниз. Оно должно быть -
сразу.
"Муза вдохновляет, когда приходит.
Жена вдохновляет, когда уходит.
Любовница вдохновляет, когда не приходит.
Хочешь, я проделаю все это одновременно?"
-Может, поэтому, несмотря на ваши
периодические выступления у читателя
возникает сомнение: а существуете ли вы на
самом деле?
-Да, в журнале "Октябрь" была статья,
где было написано, что я не существую - за
меня стихи пишет группа мужчин. Между
прочим, когда художник Владимир Сулягин
принес мои фотографии в "Плейбой",
Артем Троицкий спросил:"Это сама
поэтесса
или - модель?" Будем считать, что я - модель
поэтессы. Остановимся на этой
версии.
-Но не может же реальная женщина быть
настолько исповедальной!
-А у меня нет задачи исповедоваться. У меня
задача - взять куски своей жизни и
придать им гармоничную форму. Для меня это
условие дальнейшего продвижения по
жизни. Себя осваиваешь так же, как мир,
только раньше мира. И все равно - любовный
это опыт или какой-то другой, не суть важно.
Нет задачи выговориться. Это не
вопрос исповеди. С исповедью вообще
странная вещь. Я однажды покаялась в своих
стихах, сказав, что, возможно, то, что я пишу,
вводит других в искушение. Кончилось
тем, что я два месяца не писала. У меня все
отнялось, я чуть с ума не сошла, это
было страшно. Так что с исповедью шутки
плохи. Ты четко формулируешь свой
грех, чтобы отъять его от себя. А я, наоборот,
четко формулирую прожитое, чтобы
оставить себе. Это прямо противоположно
исповеди.
"В неэвклидовом пространстве гениталий
мы с тобою по-пластунски пролетали
над землею, состоящей из италий
и парижей, на гудящие педали
нажимали и парижи покидали,
тычась в незапатентованные дали,
где домашние драконы обитали
и от демонов девицы залетали. . .
В неэвклидовом пространстве гениталий
друг ко другу мы дорогу скоротали. "
-Иногда кажется, что вся ваша поэзия -
отчаянная попытка прорваться через
"неэвклидовое пространство гениталий"
во что-то иное. Это так?
-Просто ищешь какие-то узлы, где жизнь
максимально себя проявляет. То есть это
те "черные дыры", через которые
проваливаешься в совершенно иное.
Откровенность
- не самоцель, а условие проникновения в эти
узлы. Мистика точного стиха в
том, что возникает иллюизия последнего
ответа. Известное определение, что поэзия
- лучшие слова в лучшем порядке, это на самом
деле определение прозы. А поэзия -
единственные слова в единственном порядке.
Они могут быть и худшими, не в этом
дело. Они - единственные. Это мистификация.
Последние ответы не человеческое
дело. Но в поэзии возникает иллюзия, что и
человеку это дано. Что это кочка на
болоте, на которую ставишь ногу, и она не
провалится. Или клюка в
руках
слепого. Дурная бесконечность метафор. И
физическая любовь - метафора. Вообще вся
физиология насквозь метафорична. Если ее
изучить глубоко, в ней столько же
ответов, сколько, допустим, в языке. Я себя
так и называю -
"метафизиолог". Метафизиолог и собака
Павлова - в одном лице.
"Битва, перед которой брею лобок
бритвой, которой бреется младший брат.
Битва, а собираюсь, как на парад.
Бритый лобок покат, как тот колобок,
который мало от кого до сих пор ушел.
А от тебе и подавно не утйи.
Бритва новая, бреет хорошо.
Битва стара. Поражение впереди. "
-Люди обычно делают вид, что понимают, кто
они такие. Как протекал ваш путь
самопознания?
-Мою книжку "Небесное животное"
прочитал профессиональный психоаналитик.
Его
диагноз был следующий:"Ярко выраженная
интерсексуальность". . Полезла в
словарь, читаю:"Интерсексуал:организм с
невыраженными признаками пола". Средний
род. Небесное животное. "Зимой - животное /
Весной - растение / Летом -
насекомое / Осенью - птица / Все остальное
время я женщина". Вопрос: что есть
я? - это из тех самых, из утренних. Ответ на
этот вопрос дан благодаря книжке
"Небесное животное". Там я физически
что ли себя объединила. Присоединила к себе
все свои части, органы, освоила биологию. А в
следующей книжке - "Второй язык" -
освоила свою биографию, присоединила себя-девочку,
себя-девушку. Присоединение и
опора на мое время, на род, не на свою матку,
а на мамину, бабушкину, которую ей
недавно удалили, и так далее.
"Слово, слово, что там в начале?
Раскладушка, на которой меня зачали
по пьяни, по неопытности, по распределенью,
по любви, по кайфу, по моему хотенью. . . "
-В форме вашего стиха поражает отточенная
минималистская афористичность и -
соединение "матерного с метафизическим".
Как это получается?
-У меня перед глазами, как морковка у осла,
идущего за ней, некое идеальное
стихотворение. В нем нет слов. По стройности
своей это некая кристаллическая
решетка, что-то среднее между таблицей
Менделеева и таблицей
умножения. Пытаешься заполнить изначальную
гармонию словами так, чтобы ее не
нарушить. Между прочим, матерные слова
укрепить в этой идеальной структуре
гораздо проще, чем такие, например, как "Бог"
и "душа". Я написала новый цикл
"Песнь песней", а потом решила его
проанализировать и посчитать все
упоминания
частей тела. На 500 строк у меня оказалось
свыше 70 наименований частей тела, из
которых можно собрать практически весь
организм. Там есть всё - от клетки до
полного человека. Нет только "сердца" и
"души". Будем надеяться, что это - все
стихотворение. А то, что
в стихотворении мало строк. . . Я не могу
создать силовое
поле, которое держало бы больше 16 строк. И
даже не видела, если
честно, убедительных образцов. Вообще, я
считаю, идеальное стихотворение умещается
в один выдох.
"Аvе тебе, матерок,
легкий, как ветерок,
как латынь прелата,
налитой и крылатый,
как mots парижских заплатки
на русском аристократки,
как чистой ночнушки хруст, -
матерок из девичьих уст. . . "
-Ваши стихи подобны интимному дневнику. Но
вы, я знаю, ведете и настоящий
дневник. Что он вам дает?
-Стихи создаются в голове. Еще одно
преимущество минимализма:нет
черновиков. Дневник пишется рукой, и много
чего открывается в процессе самого
писания. Вообще, я считаю, у цельного
человека должны быть три поставленных
вещи:голос, почерк и походка. Больше ничего
не надо, чтобы сразу его
узнать. Поэтому почерк для меня вещь
мистическая. Я считаю, например, что письма
надо писать красивым почерком. Это - ласка
на расстоянии. Твоя рука, идущая по
бумаге, прикасается к тому человеку,
которому пишешь. Рука знает нечто
большее, чем я. Поэтому дневник это как бы
разговор с собой настоящей, ориентация
на местности:"Где находимся подруга? Что
видишь? Похоже, что мы дома".
-Дома - дочки. Что это для женщины и поэта?
Испытание?
-Это их надо спрашивать, как они справляются
с таким испытанием. Я справляюсь
легче, а они - каждая по-своему. Младшая,
относясь ко мне с большим юмором и
глубиной. Как-то накануне 1996-го муж спросил,
какой бы я хотела получить
подарок на Новый год. Я сказала:"Письмо от
Бродского". Это была как
бы формула
невозможного. К несчастью, доказанная
судьбой. Через три недели Бродский умер. А
"письмо от него" я нашла под подушкой.
Лиза напечатала на машинке:"Я прочел
твои стихи. Они мне очень понравились. Пиши
еще. Иосиф БроЦкий". Я
вклеила это
письмо в дневник.
"Больно? Давай поглажу.
Щиплет? Давай подую.
Страшно? Встаю на стражу.
Бьет? Подставляю другую.
Мучает? Рада стараться,
рада кудахтать над ней.
Сквозь меня продираться
ей было больнее".
-Не означает ли для вас чтение чужих книг,
стихов - чтение писем, написанных
лично вам?
-Только это и означает. Я читаю, мысленно
отвечаю на написанное, переворачиваю
страницу и вдруг нахожу там ответ на мой
вопрос. Так я читала
Мамардашвили, Юнга. Недавно так прочитала
сборник стихов Вениамина
Блаженного. Жил в Минске 80-летний старец, и
вдруг как бы находишь в ящике
письмо от него. Мне принесли книжку стихов
Игоря Чиннова - какая там
цельность, какой путь, какая
последовательность! А вообще в этом году я
все
время читаю Пушкина, потому
что преподаю его детям в студии.
-И Пушкина читаете тоже как лично к вам
обращенное?
-Мало того, что он мне пишет. Он - является.
Еду в метро, входит пьяный
старик, садится рядом, говорит:"Хочешь
стихи почитаю?" - Я говорю:"Хочу". И он
мне читает "Полтаву". Практически всю.
Мы едем пять остановок. Читает
классно, по-настоящему, как нужно. Красивый
поставленный голос. Потом вдруг
остановился. Я говорю:"Еще". Он говорит:"А
иди ты на . . . ! Ты, дура, все равно
ничего не понимаешь, дерьмо цыплячье
иерусалимское!" И заснул у меня на плече.
И
я поняла, что это - Пушкин. Он воплотился в
этого мужика. Для того, чтобы сказать
мне, что я ничего не понимаю. Так что с
Пушкиным у нас все нормально. . "
Из дневников.
Урок у детей: "Если тело - автомобиль, то
душа - . . . ?"
Дети отвечают:"шофер", "мотор", "бензин".
. .
Лиза отвечает:"тормоза".
"Поэзия - не образ жизни, не стиль, не
метод.
Стихотворение - система координат, но не оно
в нее вписано, а она - в него".
"Если бы мне дали вторую жизнь, я была бы
балериной. Третью - модницей. А
четвертую - опять балериной".
Разговор с пятилетней Наташей. "Мам, за
что ты меня любишь?" Говорю:"Просто
так. Ни за что". Она мне:"Я бы на твоем
месте сказала: за все".
Матвеич, мой папа, дернув меня за цепочку
с крестиком:"А если твой
следующий муж
будет каким-нибудь футуристом, что ты
будешь носить вместо крестика?"
В студии с детьми. "Кого вдохновляет муза
трагедии?"
Ярослав:"Неудачников".
"Отныне что ни пенье - отпеванье,
что ни успенье, то неуспеванье
допеть дуэтом. Остается -
хором,
рыданья подавляя соль-минором.
А ты молчишь. Твое молчанье сольно.
Тебе не больно. Курица довольна. "
МАРТ.
"Под черепаховой гребенкой
заката:надо же я - рыжая!
А, может быть, родить ребенка?
Не может быть, что снова выжили!
И эскалация помойки.
И сквозняками просифонило.
И не поймешь - еще настройка
или давно уже симфония?. . "
30 СЕНТЯБРЯ.
"День ангела. Нелетная погода.
День Мученицы, аки день танкиста,
любимый праздник нашего народа.
Как в танке, глухо в поднебесье мглистом,
а выше - тишина глухо-немая,
слепые звезды. . . Милостивый Боже,
Ты знаешь, я прекрасно понимаю
тех, кто в Тебя уверовать не может. "
"О чем? - О выживанье после смерти
за счет инстинкта самосохраненья,
о мягкости, о снисхожденьи тверди
небесной напиши стихотворенье.
SOSреализм - вот метод. Каждой твари
по паре крыльев - рифм - воздушных весел,
чтоб не пропали, чтобы подгребали,
чтоб им дежурный голубь ветку бросил
небесной яблони, сиречь, оливы,
цветущей, пахнущей, вечновесенней. .
.
О том, что умирание счастливым
заметно облегчает воскресенье. "
Москва. Декабрь 1999 года.
|