|
Ф. А. Йейтс “Джордано Бруно и герметическая традиция”. М.: Новое литературное обозрение, 2000. Хорошая новость: Джордано Бруно, которого сожгла на костре “реакционная церковь”, был еще “реакционней” этой церкви. Пионерский костер, разложенный на Площади Цветов, был только отчасти посвящен критике инквизицией “коперниканской модели мира”. Джордано Бруно судили за то, что он был воинствующий маг и чародей. С чем всех нас и поздравляем, ибо романтический маг это все же не тоскливая предтеча школьного учебника астрономии.Замечательная английская исследовательница тайн Ренессанса Фрэнсис А. Йейтс (1899-1981), чьи книги наконец появляются в русском переводе одна за другой, в данном томе прежде всего разбирается с оккультными интересами ренессансной эпохи. Это, оказывается, был духовный стержень перехода от средних веков к Новому времени. Для нас, темных, открытия тут следуют на каждой странице. Даже труд Пико делла Мирандолы “О достоинстве человека”, с которого начался ренессансный гуманизм, был посвящен достоинству - человека-мага и каббалиста, а вовсе не нас с вами, грешных. Герметическая традиция, возводимая в баснословные времена египетских жрецов, на самом деле возникла на рубеже христианской эры. Гностическая мудрость того времени была подогрета еврейской мистикой Каббалы и в таком виде усвоена титанами Возрождения. Чего те хотели? Выяснить структуру бестелесной вселенной, то есть где и какие в ней витают черные и белые духи, демоны и ангелы. Затем, заручившись их поддержкой, научиться управлять ими. То есть “сливать” их духовную энергию в заранее приготовленные резервуары. Например, в скульптурные или живописные изображения людей, творя из них подобия живых и даже отчасти божественных существ. Вот и разгадка расцвета этих искусств в эпоху Возрождения, говорит автор.Понятно, что изложение истории такого предмета, как магия, не может не совпадать как с его теорией, так даже - и с практикой. Книгу Ф. А. Йейтс вполне можно рассматривать как своеобразную энциклопедию магических заклинаний, алхимических и астрологических знаний – без последующего их разоблачения.
|