Домой Вверх

 

 

 

Игорь Шевелев.

Шестое письмо к другу.Новогоднее.

Ну поздравляю тебя с Новым годом.Извини,что долго не писал.Такое время было - конец декабря.То понос, то золотуха,то подготовка к выборам,то подсчет голосов,то слив компромата,то отсос электората.Короче,с начала.

Выборы закончены - забудьте.

Как говорили у нас с тобой в институте при защите диссертации:"пять минут позора и на пятьдесят лет - безбедной жизни".Видимо,те бывшие диссертанты решили определить и нормы нынешней жизни.На выборах все средства хороши,зато потом четыре года власти и достатка.Замазались многие.А поскольку война пошла между двумя стаями - лужковской и кремлевской,то особо чувствительные оправдывали себя тем,что если не воевать за тех, кто им заплатил и привлек на свою сторону,то победят ведь худшие!

Ненависть к оппонентам была нешуточная.хотя разница между синим чертом и зеленым чертом,как указывал еще Владимир Ильич (черт лысый),незначительная.По московскому каналу крутили по многу раз частный разговор Бориса Березовского с телеобозревателем Доренко,где давались инструкции по пропаганде.О том,что подслушивать чужие разговоры,нехорошо - во внимание в наших палестинах давно не берется.Не те нравы. О том,что передавать по СМИ подслушанное,есть нарушение закона -никто не заботится.Не те законы и не те законники.Другая сторона, естественно,не отставала.

Мэрско-лужковский "Московский комсомолец" устами певца спецслужб Александра Хинштейна "сливал" все,что удавалось достать на Лубянке против Кремля.Анти-мэрская "Московская комсомолка",специально созданная на период выборов публиковала закрытые документы с той же Лубянки,что этот самый Хинштейн - стукач и психбольной.Во всяком случае,лежал в психбольнице,где,скорей всего,откашивал от Советской армии.

Короче,все СМИ нуждаются в подачках,поскольку по советской привычке,живут исключительно на дотациях.За подачки надо было отрабатывать на выборах.Перед выборами все оказались не красными,но коричневыми - то есть сами себя измазали вполне определенным продуктом известной консистенции.Там заканчивается русская свобода слова - не цензурой,а позором. Редакторам забыли в детстве сказать,что читатель должен верить тому,что читает.А для этого уважать тех,кто пишет.Как говорил Александр Исаевич Солженицын,совесть дается человеку один раз. После выборов она не возобновляется.Кажется,российским СМИ эту новость предстоит еще пережить.

Но впереди были сами выборы,и как дошло до дела,оказалось самое интересное.

Лужков,например,придумал вот что.Поскольку за него должны были голосовать пенсионеры и люди старшего возраста,привыкшие стоять в очередях,он эти очереди организовал на участках для голосования.Делалось это просто.Помещения,где проходили выборы,специально уменьшили в несколько раз,огородили,убрали почти все урны для голосования,оставили один-два стола,где можно было отмечать бюллетени.Очереди выстроились автоматически.

Люди помоложе,приходившие к назначенному месту и встретившие длинный хвост старичков и старушек,плевали и уходили обратно домой или по своим делам.Потом наверняка еще с десяток процентов голосов было украдено у оппонентов.Что тоже просто,потому что сами чиновники,которые по закону не должны и близко подпускаться к избирательным комиссиям,конечно,входили в них и не просто входили,но и орудовали.

Замечательный казус случился в Московской области.Когда стали подсчитывать голоса,оказалось,что за ныне действующего губернатора вообще никто не проголосовал.Можно украсть или приписать десять процентов голосов,но когда вообще - никто... Чиновники пришли в ужас и просто перестали подсчитывать бюллетени.Перешли в здание администрации области,запросили инструкций: что делать? Между тем,у них требуют данных.Данные - ужасны.Кажется,они до сих пор так и пребывают в недоумении, что делать.Во всяком случае,не подписывают результатов подсчета.

И уж вовсе случай для книги рекордов Гинесса произошел в Башкирии.Тамошний президент Рахимов подписался в свое время на лужковско-примаковское "Отечество-Вся Россия".И как человек честный,обязательно выполнил.Когда по всей России ОВР,или в просторечии "Овраг",рушилось на выборах со страшной силой,в Башкирии за него проголосовало 70% избирателей,то есть больше миллиона человек.Это дало ОВР четыре чистых депутатских мандата.

Данные ушли в Центризбирком.На следующий день Рахимов переговорил с премьером Путиным,и самолично "скостил" миллион голосов наполовину.Два уже как бы избранных депутата потеряли свои места в будущей Думе.Зато от Башкирии появились два дополнительных депутата в прокремлевском "Единстве".За сколько продал президент Рахимов двух депутатов,можно только гадать. Но совершенно очевидно,что на местах традиционное для России крепостное право очень ловко выдает себя за демократию и свободу.На этом фоне замечательным курьезом выглядит присутствие на выборах международных наблюдателей. Конечно,в целом они зафиксировали отсутствие больших нарушений. Следили за отдельными голосами.Поскольку счет шел на сотни тысяч,то они этого и не могли заметить.Если уж Ромен Роллан и Фейхтвангер не приметили ГУЛАГа в свое время,то что от этих мелких зверушек требовать?.. Ведь никого же,в конце концов,не сожгли живьем,как в захваченных федералами чеченских селениях... А что два депутата от "Отечества",что от "Единства",что миллион голосов туда,что полмиллиона сюда - не один ли черт?..То же,что и о наблюдателях, можно сказать о российских СМИ.Башкирский скандал просто в упор не был никем замечен.Все,согласно потраченной на них смете,живо обсуждают шансы своих против чужих.Перефразируя ходячий слоган,можно сказать: информация не их хлеб...

Искусство на службе...

Уф...Осточертело.Кончились выборы,началась жизнь.Новый год,всякие выставки,музеи,концерты.Словно вскрыли бутылку с шампанским,а оттуда ка-ак рванет,ка-ак запенится! Рвануло и запенилось,впрочем,еще перед самыми выборами.Придворный лужковский архитектор,художник и президент Академии художеств Зураб Церетели открыл чуть ли не первый и единственный в России "Музей современного искусства".Роскошное здание на Петровке, режимное мероприятие самого открытия,множество охраны и служб безопасности Лужкова и его присных сделали вход в музей не совсем безопасным для жизни и здоровья любителей искусств. Поэтому поговорим о чем-нибудь другом.

Например,о выставке в Манеже другого царедворца от искусств - Ильи Сергеевича Глазунова.Свою любовь к сильным мира сего этот художник любит еще соединять со своим якобы инакомыслием.С тем,что его преследуют власти,не дают того,чего положено.Запрещают картины.Например,в середине 80-х нарисовал картину "ХХ век",где,шутка ли сказать,нарисовал ансамбль "Битлз" и Гитлера.Так что картину показывали только "в закрытом режиме" - для членов обкомов и горкомов партии.

А дальше - перестройка,и православный патриот И.Глазунов обрушивается со всей своей живописной мощью на "мировой коммуно-сионизм".Еще три года назад на подобной же выставке в огромном Манеже ходил взбудораженный происками врагов народ и писал в книге отзывов о всяких носатых врагах всякие нехорошие слова.Не то сегодня.Верный себе Глазунов выставил новое огромадное полотно о захвате православного храма большевиками нетитульной нации,но народу уже немного,ажиотажа нет,в книге отзывов заполнено две-три страницы.А самую символичную картину видел я лично,когда художник через два часа после открытия вышел из подсобки в зал и спросил у своих близких:"А где наши-то все".Не было "наших".Разбежались.

Дело в том,что раньше "диссидента" Глазунова поддерживала вся власть - и московская,и кремлевская были едины.Лужков организовывал ему лучшие залы вроде громадного Манежа и весьма денежные росписи храма Христа Спасителя.А потом "добрая теля" Илья Сергеевич решил сосать двух маток сразу и перешел к "ельцинистам" оформлять и расписывать Большой Кремлевский дворец.Даже замазал на одной из своих "абличительных" картин пьяного Ельцина,тонущего в собственной блевотине.Картина на выставке есть,а Ельцина на ней нет.Зато много фотографий,где Глазунов в обнимку с верным царедворцем и кремлевским ключником Павлом Бородиным,по которому много какой суд,в том числе и американский очень даже плачет.И вот,отвернувшийся от Лужкова художник Глазунов очень даже и проиграл.Или не проиграл? Сорок лет ведь в игре с властью ни разу не проигрывал.

Но от лужковского и промежуточного фронта искусств перейдем к кремлевскому.На этом фланге отмечалось 100-летие "Огонька".В Центральном Доме кино прошло торжество,концерт, фуршет и прочие излишества,связанные с этим самым старым и самым известным российским изданием.Тут на первом ряду сидела вся "семья",на чьей стороне в информационной потасовке оказался нынешний "Огонек".Соседство с премьером Путиным и главой президентской администрации Волошиным,делила жена Ельцина Наина Иосифовна,дочь Ельцина - Татьяна Борисовна Дьяченко,соавтор Ельцина (и бывший "огоньковец") Валентин Юмашев и прочие узнаваемые и теневые личности.Надо сказать,что весь четырехчасовой концерт VIP-публика высидела полностью.5 января ты тоже можешь посмотреть телеверсию концерта по 1-й программе российского телевидения,если,конечно,к ней подключен.Особенно хороша была реакция "семьи" на молодого артиста,пародировавшего президента России.

Ну а дальше был праздничный фуршет в ресторане,на который из тысячи приглашенных добрались немногие.Ребята из службы охраны отсекли всех нежелательных персон,и в итоге семья праздновала с огоньком еще пару часов - до закрытия ресторана.

Место прочих,в лучшем случае,оказалось в буфете.Как сказал наш с тобой знакомый писатель и журналист Вася Голованов,"это был чистый Феллини,но без самого Феллини".Все смешалось.Кумиры молодежи из группы "Чайф" с Ларисой Долиной,престарелый Андрей Вознесенский с ребятами из мюзикла "Метро",брат Михаила Кольцова,довоенного редактора "Огонька",99-летний художник Борис Ефимов с "отцом перестройки" Александром Яковлевым,а отсутствующий по случаю присутствия "семьи" Михаил Горбачев и не менее отсутствующим Виталием Коротичем,который возглавлял "Огонек" во времена перестройки,когда тираж журнала приближался к 5 миллионам экземпляров.

Ну да Путин с ними...Верный андроповец нового розлива идет во власть под восторг народа.В связи с чем уже скоренько повесили на здание КГБ на Лубянке барельеф самого Андропова.Как сняли в 91-м году под народное возмущение,так в 99-м повесили под его же,народа,ободрение.

Маленькие барабанщики.

Поскольку на концерте "Огонька",как и в нашей жизни,сошлось старое и новое,правое и неправое,то наряду со старыми "пергюнтами" были и восходящие звезды.Последних особенно много собрано в фонде Владимира Спивакова.Десятилетние виртуозы показывают музыкальные чудеса в Москве конца ХХ века, как в Одессе начала века.Особенно трогательным было выступление трио,когда плохо работавшие в Доме кино микрофоны вырубились окончательно,а ребята,не упав духом, продолжали играть,чем и покорили окончательно публику,а администрацию президента - особенно.

Между прочим,маленькие музыканты из фонда Спивакова в начале февраля поедут в Штаты на гастроли.В Вашингтоне и в Чикаго будут точно,но,может,заедут на один концерт и в Нью-Йорк.Успех,я думаю,им там обеспечен.Но поскольку я в это время в Америке не буду,я пошел через пару дней в Кремль,где они выступали в бывшем Дворце съездов (не знаю уж,как его теперь называть).Впрочем,выступали не в концертном,а в банкетном зале, что,на мой взгляд,даже и лучше.Во всяком случае,столы были накрыты роскошные,шампанское лилось рекой,а икра сыпалась килограммами.

Если на вечере "Огонька" отдыхали кремлевские мужи,то в банкетном зале КДС - кремлевские жены.Тут правило что-то связанное с "духовным здоровьем нации",возглавляемое женой начальника кремлевского протокола.А присутствовали,среди прочих,жена Путина,очаровательная блондинка,не слишком часто еще выходящая на публику,жена Шабдурасулова,первого зама главы администрации,ну и прочие банкиры и космонавты.Особенно хороши были посланцы,видимо,"дворянского собрания",ряженные под старину с аксельбантами.Как-то в России до сих пор не усвоено,что дворянское звание действительно лишь при наличии "двора",то есть монарха с его окружением.А при наличии президента "двор" называется иначе.Впрочем,один черт.Маленькие виртуозы фонда Спивакова были на высоте.Затем их экзерсисы разбавили манекенщицы из дома моды "Helen Yarmak". Несмотря на иностранные буквы Лена Ярмак - бывший доктор математических наук,решившая в перестройку ударить по "русским соболям и русским топазам",как сказано в пресс-релизе.О ее связях с новым "двором" кремлевских жен умолчим.

Времени мало,год заканчивается,надо бежать дальше,из Кремля в Дом актера на Арбате.Галстук с костюмом я надеваю редко и стараюсь зараз попасть сразу на несколько мероприятий.В Доме актера "давали" презентацию нового альбома знаменитого фотографа Валерия Плотникова.Поскольку он снимал "всех",то все и пришли на его вечер.Мы с Галей подоспели как раз,когда замечательно теплый вечер уже закончился,и все поднимались на шестой этаж на банкет.Режиссер Юрий Любимов рассказывал по дороге как будет наконец ставить на Таганке "Театральный роман" Булгакова.Он хотел его поставить еще в прошлом году к 100-летию МХАТа,уговаривал Олега Ефремова и Михаила Ульянова поучаствовать в антрепризе,но те так и не раскачались,и вот он начинает,как всегда,один.Искусствовед Света Джафарова рассказала как они гуляли на Таганке на дне рождения Солженицына.Правда,самого юбиляра не было:вся семья вместе с ним заболела гриппом, - зато была "Шарашка" на сцене,а после сцены Горбачев и все остальные,и здорово набрались за здоровье Исаевича.Потом художник Андрей Бильжо рассказал,что он нарисовал за свою жизнь 4000 картин,посвященных своему "Петровичу",а его объявили лауреатом премии "Огонька" за нарисованную им картину Ильи Глазунова "Разгром большевиками православного храма".Во как мир тесен,а слой узок:начало моего письма то и дело аукается с его концом и серединой.Потом пришли Григорий Горин с Марком Рудинштейном,и сказали,что они только из цирка,где репетировали действо,посвященное 20-летию выхода на экран знаменитого фильма "Барон Мюнхгаузен" с Олегом Янковским в главной роли.

Но тут особая история и потому надо перевести дух.Как известно,драматурга Григория Горина в детстве звали иначе,а именно Гришей Офштейном.Остряки даже расшифровывают его новую фамилию как "Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность" - сокращенно "ГОРИН".Но в детстве тот Гриша от этого ничем,кроме фамилии,не отличался.В частности,он очень любил пересказывать своим друзьям и знакомым классические произведения так,как,ему казалось,они должны звучать на самом деле:не Офштейн,а Горин,не "Война и мир",а "Война и мiр" и так далее.Когда в школе заболевала учительница,завуч приводила в класс нашего Гришу и говорила:"Тихо,дети,не шумите.Сейчас Гриша расскажет вам,что на самом деле было в "Анне Карениной"!" Дети сидели тихо.Гришина народная слава начиналась еще тогда. Правда,перед экзаменом завуч снова приходила в класс и говорила:"Тихо,дети.Вы все-таки будете писать сочинение по Льву Толстому,а не по Григорию будущему Горину.Учтите".

Не знаю,как дети,а для нас и Мюнхгаузен,и Шварц,и Шолом-Алейхем это Горин.А в цирке празднование вышло не совсем чтобы очень.Все ж таки Гриша - мудрец,а тут прыганье артистов перемежалось чистыми цирковыми номерами,а для цирка Горин писать еще не научился.Ну неважно,Новый год смоет все следы.

Я уж кажется,заболтался.Не тост же,в конце концов,говорю. Еще раз поздравляю тебя и всех твоих близких и знакомых с весьма красивой датой.2000 - не шутка.Шутки были до и будут после.А пока что - до встречи,до новых писем.Твой

Игорь Шевелев.

Москва 1999 - 2000 годы.

 

 

 

 

 
Хостинг от uCoz